Поиск
  • Казахи Омска

30 лет независимости Республики Казахстан: вызовы, достижения и перспективы

Приближающаяся 30 летняя годовщина Независимости Казахстана дает основания для размышлений и оценок с позиции текущего момента непростого и одновременно достойного пути, пройденного страной за прошедшие годы, и все достигнутые на сегодня ключевые результаты, позволяющие утверждать о ее государственной состоятельности и возможностях для дальнейшего поступательного развития.

За годы независимости Казахстан проделал столь большую работу, что ее трудно уместить в рамках текста. Если говорить словами Казахстанского руководства о казахстанском пути, то конечно, этот путь не сводится только к выбору экономической модели. Это и политическая модель, включающая в себя не только общие конституционные положения, но и политический режим, инфраструктура и конфессиональные отношения. Это богатейший массив и именно в этих отношениях Казахстан выступил как модельное государство в современном мире. Этот ракурс получил высокую международную и внутреннюю оценку. Сохранение на протяжении трех десятилетий этнического и религиозного консенсуса в столь хрупком регионе планеты определяет в значительной мере казахстанский путь. Он построен на тонких балансах и серьезное нарушение быстро дестабилизирует ситуацию. Самым главным шагом казахстанского пути прежде всего была безопасность. Начиная от ядерного разоружения и определения границ с региональными и глобальными державами, борьбы с терроризмом и военно-политических блоков, заканчивая вопросами безопасности индивида.

Таким образом, фактически, с 16 декабря 1991 года начался отсчет нового этапа в истории Казахстана. Принятый 1991 года Конституционный Закон о государственной независимости Республики Казахстан, закрепил появление в самом сердце Евразийского континента нового суверенного государства. Строительство государства требовало ясного генерального плана, который давал бы четкие ориентиры того, какое государство должно быть построено. Первым опытом среднесрочного планирования Казахстана, была разработанная в начале 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно назвать первым трехлетним общегосударственным планом. C обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач. В первую очередь, необходимо было состояться как государство. А это означало, что надо было создать государственные институты власти, добиться признания на международной арене, вступить в различные международные организации. Сейчас, оглядываясь назад, можно определенно сказать, что этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания. Именно она определила какой страной станет Казахстан в ближайшем и отдаленном будущем. Указанная стратегия стала одним из первых официальных документов страны, заложивших идеологический фундамент – вопрос самоопределения казахстанской нации. Проводя краткий исторический обзор, стратегия разъясняла, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Руководство Казахстана официально и абсолютно четко заявляло, что независимое государство в своем нынешнем виде не чей-то подарок казахам, а именно историческая родина казахов, исконно казахская земля. Тем самым Руководство страны дало народу четкие ориентиры, также дало ясный сигнал, что власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территорий. Это было самое важное заявление для столь нестабильного периода. Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Молодой независимой стране требовалось очертить четкие контуры государственности. Учитывая опасность потери времени и дальнейшего углубления кризиса, президентская власть позволяла стране сконцентрироваться на решении неотложных проблем и проведении первостепенных реформ в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и поиски компромиссов-полумер. В тот период были созданы новые министерства, нацеленные на решение основополагающих задач, государственные институты, как вооруженные силы, дипломатическая и таможенная службы. Были приняты меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало неимоверных усилий, крупных финансовых ресурсов и решительных действий. Стратегия провозглашала два основных экономических принципа. Во-первых, формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах. Во-вторых, создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека. Таким образом, стратегия констатировала, что Казахстан переходит от плановой экономики к рыночной, от тоталитаризма к либеральной политике.

Казахстан, еще до обретения своей независимости, несмотря на жесткое противостояние тогдашнего советского руководства военно-промышленного комплекса, закрыл на своей территории крупнейший в мире полигон для испытаний ядерного оружия в Семипалатинской области. Благодаря чему, день 29 августа, стал точкой отчета приобретения всей Центральной Азии статуса региона свободного от ядерного оружия.

Позднее, Казахстан, уже как суверенное государство, добровольно откажется от ядерного наследия и проявив твердую, жесткую политическую волю, принципиально и безоговорочно, также, откажется от членства в ядерном клубе. (На тот момент ядерный арсенал Казахстана, оставшегося в наследство от мощнейшей советской ядерной державы - свыше ста баллистических ракет, 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков, способных достичь любую точку земного шара, ядерный потенциал фактически четвертый по мощности в мире).

Сегодня очень трудно представить, в реальности ядерная мощь, только что возникшего на политической карте мира самостоятельного государства Казахстана, фактически превышала ядерные вооружения Великобритании, Франции и Китая.

Многие авторитетные эксперты с мировым именем и сегодня уверенно утверждают, что у Казахстана имелись все востребованные высококвалифицированные специалисты, необходимая инфраструктура для введения военных ядерных программ и были средства доставки. Соответственно появление независимого Казахстана в мировом пространстве, как новой ядерной державы, было лишь вопросом политической воли и времени.

Необходимо подчеркнуть, что такой мужественный, решительный, исторический шаг, как добровольный отказ Казахстана от мощнейшего ядерного потенциала, сделанный во имя мира и безопасности, в последующем сыграет очень важную судьбоносную роль в развитии и становлении независимого Казахстана, как экономически мощного, интеллектуально продвинутого государства.

Важно пояснить, что современное казахстанское государство напрямую связано с глобальной ядерной политикой, ее основными проблемами, вызовами и угрозами. Точкой отсчета стал 1947 год, когда правительство СССР выбрало казахстанскую степь для строительства ядерного полигона. Вплоть до развала Советского Союза Казахстан играл важную роль в советской ядерной программе. Республика была основным источником урана, на ее территории находились предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечивающие производство ядерного материала, располагались военные дивизии, обслуживающие находящиеся на казахстанской территории межконтинентальные ракеты, тяжелые бомбардировщики и ядерные боеголовки.

Благодаря выверенной политике руководства Казахстана и поддержке, оказанной международным сообществом, в первую очередь США, вопрос советского ядерного наследства был решен наилучшим образом, как для самой республики, так и для международной безопасности и стабильности. Казахстан смог получить дополнительные гарантии своей безопасности. В 1994 году США, Россия и Великобритания, подписав Будапештский меморандум, тем самым взяли на себя соответствующие обязательства: уважать суверенитет и границы Казахстана, не применять и не угрожать силой территориальной целостности и политической независимости Казахстана. Чуть позже похожие гарантии Казахстану предоставили Китай и Франция. Казахстан вступил в ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд и ряд других международных организаций. Казахстану были предоставлены международные инвестиции и технологии, необходимые новому государству, особенно в многообещающей нефтегазовой сфере. Одной из первых на казахстанский рынок пришла американская компания «Шеврон» для разработки нефтяного месторождения в Тенгизе.

С момента обретения независимости, ядерный фактор продолжил играть важную роль в развитии Казахстана и его внешнеполитическом имидже, но теперь уже в контексте ядерного разоружения, нераспространения и мирной атомной энергетики. В этой связи чрезвычайный интерес представляет нынешнее состояние глобальной ядерной системы и роли Казахстана в ней.

За годы независимости Казахстан зарекомендовал себя как государство, на которое можно полагаться в плане последовательной политики в области ядерного нераспространения. Одним из самых важных шагов в этом плане стало обеспечение безопасности ядерного материала, находившегося в стране. В дополнение к стандартным проектам по улучшению контроля и защиты ядерного материала Казахстан совместно с США и другими партнерами осуществил несколько спецопераций. В 1994 году в ходе секретной казахстанско-американской операции «Сапфир» с Ульбинского (г.Усть-Каменогорск, Казахстан) металлургического комбината было вывезено около 600 килограммов высокообогащенного урана в лабораторию Оук Ридж в США. Материал, оставшийся в Казахстане с советских времен, был оружейного качества. Подобный опаснейший материал мог бы причинить много вреда, оказавшись не в тех руках. Еще одним необычным и чрезвычайно важным проектом сроком в 17 лет и выполненным в сотрудничестве с США и Россией, стало усиление безопасности плутония, оставшегося на территории Семипалатинского полигона в результате различных экспериментов в советский период. Так же, как и высокообогащенный уран, плутоний мог быть использован во взрывном устройстве и привести к трагическим последствиям.

Примечательно то, что Казахстан не только взял на себя стандартный набор обязательств, предусмотренных в Договоре о нераспространении ядерного оружия, но вместе с соседями по региону создал зону, свободную от ядерного оружия в Центральной Азии. Пять центрально-азиатских республик добровольно взяли на себя ряд дополнительных обязательств, таких как подписание с МАГАТЭ договоров о более строгих проверках ядерной деятельности.

Помимо негативного влияния ядерных испытаний и сложностей, с которыми столкнулся Казахстан в связи с ядерным наследием, участие Казахстана в советской ядерной программе принесло и позитивные моменты. Это в первую очередь касается, оставшейся в наследство инфраструктуры и экспертизы, которые Казахстан теперь может использовать в мирных целях. Казахстан – одна из немногих стран в мире, для которой доступен ядерно-топливный цикл (процесс производства ядерного топлива). Ядерно-топливный цикл состоит из нескольких этапов – добыча и переработка природного урана и его конверсия, обогащение урана, производство урановых таблеток и топливных сборок. Казахстан добывает и перерабатывает уран, при этом занимая лидирующую позицию в мире по производству урана. Казахстан, не по своей воле оказавшийся в гуще атомные проблематики в советское время, позже уже осознанно выбрал активную позицию в глобальной ядерной политике. В силу ряда обстоятельств, Казахстан занимает довольно-таки уникальную позицию в международной ядерной системе. Активно поддерживает ядерное нераспространение, с большой готовностью принимает на себя обязательства в этой сфере, проявляет заинтересованность как в ядерном нераспространении, так и в глобальном ядерном разоружении.

Наличие в Казахстане развитой атомной индустрии способствует тому, чтобы с ним считались на международной арене. Среди инициатив Казахстана в международной ядерной дипломатии особого внимания заслуживают: банк низкообогащенного урана под эгидой МАГАТЭ, помощь в проведении переговоров по ядерному соглашению с Ираном, дипломатическая и техническая поддержка Договора по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний.

В 2006 году американская неправительственная организация «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» предложила 50 млн. долл. на создание международного банка низкообогащенного урана. Цель создания такого банка – предоставить надежный доступ к урановому топливу, в надежде на то, что это уменьшит мотивацию стран развивать собственный ядерно-топливный цикл, который, как известно, может быть использован как в мирных, так и военных целях. К 2009 году международное сообщество собрало еще 100 млн. долл. на создание банка, и в 2010-м МАГАТЭ одобрило этот проект. Казахстан стал единственной страной, предложившей свою кандидатуру на размещение банка на своей территории. По многим параметрам, республика хорошо подходила для этой роли, в первую очередь, благодаря уже имеющейся ядерной индустрии и соответствующей экспертизе. Наиболее важным является тот факт, что Казахстан, как не западное развивающееся государство, более привлекателен для развивающихся стран – потенциальных клиентов банка. (27 августа 2015 года Казахстан и МАГАТЭ подписали Соглашение о размещении БНОУ МАГАТЭ на территории Республики Казахстан. Официальная церемония открытия состоялась 29 августа 2017 года в Астане и была приурочена к Международному дню действий против ядерных испытаний). Участие Казахстана в этом проекте является не только вкладом в международную безопасность, но и предоставляет полезный опыт для государства, благодаря плотному сотрудничеству с МАГАТЭ в области ядерной безопасности в ходе подготовки открытия банка и в последующем при его обслуживании.


Довольно символичным в этом контексте был успешный дипломатический опыт Казахстана и Запада (в особенности, США) в решении казахстанского ядерного вопроса в начале 1990-х годов. Как упоминалось ранее, вопрос ядерного наследия Казахстана решился благоприятным образом как для самого государства, так и для международного сообщества, заинтересованного в предотвращении расползания ядерного оружия. Казахстан, как страна, отказавшаяся от ядерного оружия, но успешно развивающая атомную промышленность, служит хорошим примером того, как можно использовать ядерные технологии на благо экономики и развития.

За прошедшие 30 лет Казахстан признан мировым сообществом, как государство, ведущее последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех этносов. Единый народ Казахстана активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Казахстан утвердился в качестве полноправного члена международного сообщества, проводящего неизменно миролюбивую и конструктивную политику дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Казахстан показал пример успешного перехода от плановой экономики к рыночной, сформировал все механизмы и законодательную основу рыночной экономики. Динамичное развитие экономики позволяет государству проводить дальнейшее реформирование всех сфер жизни. В Казахстане создана новая политическая система, основанная на базовых принципах демократии, сформировано соответствующее законодательство, создан и продолжает совершенствоваться эффективный аппарат государственного управления. Благодаря взвешенной и дальновидной государственной политике в области межэтнических и межконфессиональных отношений, в Казахстане сложилась уникальная модель мира и согласия в обществе.

Безусловно, прежде чем получить международное признание и успешно интегрироваться в мировое сообщество, Казахстан прошел тернистый путь. Сегодня Казахстан глубоко интегрирован в международные процессы, вступил в основные финансово-экономические институты, является признанным локомотивом региональной интеграции, привлек многомиллиардные потоки прямых иностранных инвестиций. Проведение «Экспо-2017», первого Саммита ОИС по науке и технологиям, других крупных форумов вошло в летопись национальной истории. Сегодня Казахстан является членом ведущих международных организаций – ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ОДКБ, ОЭСР и других межгосударственных объединений.

За годы независимости Казахстан установил дипломатические отношения со 180 государствами мира, председательствовал в таких авторитетных международных организациях как ОБСЕ, ОИС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА и Тюркском совете. Кроме того, государство запустило процесс регулярного проведения съезда лидеров мировых и традиционных религий, вступило в ВТО, эффективно посредничало в разрешении конфликтных ситуаций, инициировало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации построения мира, свободного от ядерного оружия, 2017–2018 годы являлось непостоянным членом СБ ООН. Казахстан всегда был и остается открыт к взаимовыгодному партнерству с братскими центрально-азиатскими государствами, продолжается развитие многоплановых союзнических отношений с Россией на основе Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, а также в рамках Евразийского экономического союза, СНГ и ОДКБ. Укрепляется продвинутое стратегическое сотрудничество с Китаем. Страны совместно реализуют масштабные проекты, обеспечивают развитие транзитных связей за счет сопряжения программы «Нұрлы жол» и «Инициативы пояса и пути». Налажено активное взаимодействие в рамках ШОС, СВМДА, других региональных структур. Казахстан нацелен на дальнейшее укрепление стратегического партнерства с США, в первую очередь, в сферах торговли, инвестиций, финансов, безопасности, внедрения передовых практик госуправления и бизнеса. Эти же приоритеты доминируют в повестке отношений с Европейским Союзом — крупнейшим торгово-экономическим и инвестиционным партнером Казахстана, а также его отдельными государствами-членами. Казахстан продолжает укреплять традиционное сотрудничество с исторически близкими странами постсоветского пространства в двустороннем и многостороннем форматах. Казахстан, как неотъемлемая часть исламского мира, продолжает углублять кооперацию с государствами Среднего и Ближнего Востока, с которыми имеет тесные духовные и экономические связи. Страна намерена наращивать усилия на азиатском векторе внешней политики. Казахстан делает акцент на углубление торгово-экономического и технологического сотрудничества. Последовательно развиваются отношения с партнерами в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, а также на Африканском континенте. В целом, Казахстан из неопытного новичка в мировой политике образца тридцатилетней давности превратился в востребованного медиатора в разрешении острых международных кризисов – от Нагорного Карабаха и Таджикистана до Ирана и Сирии. Инвестиционная политика Казахстана становится все более привлекательной для зарубежного бизнеса. Более $300 млрд прямых инвестиций привлечено в страну за годы независимости. Это более 70% от всего притока в страны Центральной Азии. Наиболее крупные инвесторы: Нидерланды, США, Швейцария, Франция, Великобритания, Россия, Италия, Япония, Бельгия и Канада. Утверждена Национальная инвестиционная стратегия, определены приоритетные отрасли — машиностроение, пищевая промышленность, глубокая переработка нефти, газа и полезных ископаемых (то есть металлургия, химия и нефтехимия).

Казахстан по степени своей значимос­ти нисколько не отстает и в гео­политических достижениях. Выгодное гео­графическое расположение, обширная территория и богатые природные ресурсы являются естественными преимуществами Казахстана. Однако воспользоваться ими полноценным образом в соответствии со своими национальными интересами он смог только с обретением государственной независимости. В том числе с выходом на мировую арену в качестве самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений. Располагаясь на стыке Востока и Запада, Казахстан практически в течение всей своей истории формировался как уникальное общественно-территориальное образование, постоянно испытывая воздействие различных культур и синтезируя в себе ценности разных народов и цивилизаций. Во многом этому способствовало прохождение через его территорию одного из первых транснациональных коридоров из Азии в Европу – Великого Шелкового пути. При этом гео­графический фактор удачно сочетался с социокультурным. Кочевой уклад жизни казахского народа повлиял на формирование таких качеств, как открытость, гостеприимство, коммуникабельность, восприимчивость к культурным ценностям других народов. Все это, в своей совокупности позволило Казахстану определить свое место в мировом сообществе, а также основные принципы и приоритеты своей внешней политики. Казахстан заложил основу для многовекторного принципа внешней политики и обозначил разноуровневый подход к взаимодействию с различными зарубежными странами и международными организациями.

В силу геополитического фактора на первые позиции во внешнеполитических приоритетах Казахстана вышли Россия, Китай и республики Центральной Азии. Далее по уровню приоритетности следуют Турция, Пакистан, страны АТР, США, Западная Европа, другие страны ближнего и дальнего зарубежья, а также международные организации.

Другими стратегически важными ориентирами внешней политики Казахстана стали стремление к максимальной открытости перед внешним миром, а также готовность к обеспечению своей национальной безопасности не военными, а исключительно политическими средствами с опорой прежде всего на разумную и взвешенную дипломатию. Одновременно этим был подчеркнут интерес Казахстана относительно участия в процессе создания системы коллективной безо­пасности, причем на уровне всего мирового сообщества, и активного содействия любым миротворческим усилиям. Данные подходы заметно оправдали себя в течение всех лет развития суверенной казахстанской государственности и продолжают действовать до сих пор. Именно они позволили Казахстану открыть дорогу во внешний мир и обзавестись потенциальными партнерами из числа других стран и международных институтов. В том числе это было важно и для развития национальной экономики посредством привлечения в нее иностранных инвестиций. Благодаря всему этому в XXI век Казахстан вступил уже как достаточно опытный и активный участник международных отношений на самых разных их уровнях. Сделав ставку на многостороннее сотрудничество, он серьезно проявил себя как на региональном, так и на глобальном уровнях. В первом случае это касается ряда инициатив и участия рес­публики в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, начиная от создания Содружества Независимых Государств (СНГ) и заканчивая образованием Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В общемировом масштабе Казахстан сделал и продолжает продвигать заявку на занятие ведущих позиций в процессе развития миропорядка. Апогеем соответствующих усилий стало его председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году.

Казахстан также активно участвует в реализации комплекса стратегически важных транспортно-логистических проектов, позволяющих ему выступать ключевым связующим звеном между странами Азии и Европы. В том числе это развитие международных транспортных коридоров Север – Юг, Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА) и Транскаспийского международного транспорт­ного маршрута Китай – Турция – Европа, а также завершение казахстанского участка строительства транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Кроме того, в республике осуществляется практика соз­дания и экс­плуатации «сухих портов». В настоящее время таковым является транспортно-логистический центр «Хоргос», через который идет перевалка грузов из Китая в Центральную Азию, Европу и на Ближний Восток. Свободная экономическая зона «Хоргос» заработала в 2016 году. Выгодное местоположение, налоговые льготы, применение инновационных технологий и многофункциональность сухого порта расширили транзитные возможности страны.

Вместе с тем, Казахстан, не имея выхода к морским коммуникациям не оказался замкнутым в региональном пространстве. Прежде всего он активно использует свое пребывание в зоне Каспийского моря, развивая соответствующую инфраструктуру. Положил начало формированию Военно-морских сил (ВМС) республики, которые сегодня включают современные ракетно-артиллерийские корабли, малые сторожевые судна и катера.


С созданием в 1998 году Нацио­нальной морской судоходной компании «Казмортрансфлот» началось развитие торгового мореплавания. В распоряжении компании находится более 20 судов, обеспечивающих транспортировку нефтеналивных грузов и паромные перевозки. Перед национальным торговым флотом поставлена задача обеспечить 2/3 объема перевозок нефти и 1/2 объема перевозок сухих грузов из портов страны на Каспийском море.

Активно развивается и портовая инфраструктура на Каспии. Предпринимаются необходимые меры по расширению и увеличению мощнос­ти международного морского торгового порта Актау. За счет строительства зернового терминала и двух терминалов для генеральных грузов и контейнеров ожидается рост объема перевалки грузов до 20 млн тонн в год. С начала ввода в эксплуатацию паромного комплекса в порту Курык (2016 год) обработано 1 394 судов, перевалка грузов составила более 4,5 млн. тонн груза. (Порт Курык расположен на восточном побережье Каспийского моря, южнее порта Актау. Паромный комплекс ориентирован на перевалку зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и других видов грузов). Сегодня морской порт Курык играет немаловажную роль в закреплении имиджа международного и увеличении экспортно-импортных операций Казахстана. Как известно, о перспективах развития любого порта свидетельствует количество совершаемых грузоперевозок. Только за последние одиннадцать месяцев перевалено более 1,2 млн. тонн различных грузов, из них 760 тыс. тонн в импортном направлении и 485 тыс. тонн в экспортном. На сегодняшний день развитие рынка услуг морского транспорта является одним из приоритетных направлений транспортной стратегии Казахстана. Курык – это не просто порт, его официальное название «мультимодальный транспортный хаб». Это значит, что через него можно пропускать наливные и сыпучие грузы, твердотельную продукцию. В настоящее время через паромный комплекс порта Курык на экспорт отправляются казахстанское зерно, уголь, нефтепродукты (бензол и параксилол), удобрение, химикаты. Также через порт экспортируются баритовые концентраты из северных частей Казахстана. Кроме этого, через порт отправляется продукция, производимая заводом «КазАзот». Если говорить об импорте, то из Грузии в Казахстан поставляются окорочка, соки и вина, из Азербайджана – фрукты, овощи и сахар, из Украины – мебель и молочная продукция. Из Китая транзитом проходит текстиль, бытовая техника, металлоконструкции. Через порт Курык также проходят фуры с мебелью, текстилем и оргтехникой в Таджикистан из ОАЭ и Турции. Увеличилась транспортировка грузов контейнерами через железнодорожные паромы благодаря открытию нового маршрута Баку – Тбилиси – Карс. В турецком направлении уходит казахстанская пшеница и чечевица в контейнерах. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. В целом железнодорожная и автомобильная инфраструктуры порта полностью позволяют производить прием и оперативное обслуживание. Пропускная способность железнодорожного причала составляет 4,1 млн. тонн в год, автомобильного — 1,9 млн. тонн в год. Железнодорожные и автомобильные причалы обеспечивают одновременную обработку 4 паромов или до 8 паромов в сутки. Порт полностью укомплектован кадрами. Также на территории порта трудятся сотрудники государственных служб – таможенная, пограничная, фитосанитарная, ветеринарная службы и работники АО «Казпочта». В 2022 году в порту Курык планируется запуск терминала мощностью 1 млн тонн в год с единовременным хранением 25 тыс. тонн зерновых культур. Терминал обеспечит прогнозируемое увеличение объемов экспорта зерновых культур по направлению Казахстан – Иран/страны Кавказского региона и далее в третьи страны. Объемы перевозок через порты Актау и Курык до 2030 года планируется довести до 18 млн тонн.

Реализуются проекты, позволяющие Казахстану выйти к мировым морским коммуникациям. В мае 2014 года с участием глав Казахстана и Китая состоялось открытие в первую очередь казахстанского логистического терминала в китайском порту Ляньюньган на побережье Желтого моря. В рамках международного проекта «Один пояс - один путь» Казахстан и Китай соединили восемь транзитных железнодорожных путей и это не предел. Общий товарооборот только трех из них ежегодно превышает 30 миллионов долларов. Логистический морской терминал в приморском городе Ляньюньган на востоке Китая - один из совместных казахстанско-китайских проектов, которые осуществляют свою деятельность в рамках программы «Нурлы жол». Китайский порт Ляньюньган – это образец международного сотрудничества, объем перевозок по Транскаспийскому маршруту растет с каждым годом. За последний пару лет объем экспорта-импорта между двумя государствами в этом направлении превысил восемь миллионов тонн грузов, в то время как количество контейнерных обработок достигло 100 тысяч единиц, а ввоз и вывоз грузов в контейнерах составил 2,3 миллиона тонн. В планах - увеличить эту цифру до пяти миллиона тонн, а количество контейнеров довести до четверти миллиона штук. В цепочке транзита из Китая в Европу и обратно Казахстан стал важным логистическим звеном. Казахстанский терминал в китайском порту Ляньюньгань действует с 2014 года. Морской хаб - один из центров нового Шелкового пути. Здесь формируются грузы для транспортировки товаров из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. Необходимо отметить, что сухой порт Хоргос, функционирующий на казахстанско-китайской границе, соединен с казахстанским логистическим терминалом в Тихоокеанском порту Ляньюньган. Данная система позволяет поставлять грузы от восточного побережья Китая через Каспий в любую точку Европы, Россию в кратчайшие сроки. Благодаря казахстанскому грузовому терминалу в Ляньюньгане отечественный производитель получил недорогую логистику. Возможностью воспользовались зерновики, для которых открылись новые рынки. Казахстанское зерно сегодня доставляется во Вьетнам. Планируется расширение рынка сбыта. Рассматриваются такие рынки, как Индонезия, Малайзия, Корея и Япония.

Прагматичный и экономически расчетливый Казахстан всегда с выгодой использовал свое географическое положение. Чтобы привлечь экономическую выгоду от транзита китайских, европейских и российских грузов, для Казахстана было важно иметь транспортный коридор в Иран. У Ирана есть все условия, чтобы стать ключевым региональным транзитером: Каспийское море на севере, Персидский и Оманский заливы на юге позволяют перевозить российские и европейские грузы в арабские страны, а общие границы с Пакистаном открывают дорогу на индийский рынок. Именно поэтому, со стороны Казахстана идея построить транснациональную железнодорожную магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран (КТИ) с политической и экономической точки зрения очень сильный стратегический ход. Полная загрузка железной дороги, соединяющей Казахстан — Туркменистан — Иран, состоится в ближайшее время. Строительству КТИ по линии «Узень — Берекет — Горган» предшествовала декларация, подписанная лидерами Казахстана, Туркменистана и Ирана в октябре 2007 года.

Таким образом, с запуском транснациональной железнодорожной магистрали открываются пути для доставки казахстанских товаров в иранские порты в Персидском заливе. Причем перевозиться будут не транзитные грузы, как предполагалось изначально, а именно экспортные товары из Казахстана в Туркменистан и Иран. Использовать КТИ как транзитный маршрут планируется с привлечением китайских грузоотправителей качественным сервисом и доступными тарифами. Железнодорожный путь «Узень — Берекет — Горган» позволит увеличить грузопотоки этих государств как в северном, так и в южном направлениях. С экономической точки зрения вся дорога представляет собой кратчайший путь доставки грузов, в том числе транзитных, а в будущем и для пассажирских перевозок. Учитывая, что в современных условиях время является важнейшим фактором, сокращение сроков грузооборота обеспечивает серьезное конкурентное преимущество. Необходимо обратить внимание, КТИ - это не единственная железная дорога, которая связывает Казахстан и Иран. До запуска этого проекта, грузы в Иран и обратно шли через железную дорогу Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран. Именно эта ветка, которая проходит через территорию соседнего Узбекистана, считалась восточным маршрутом международного транспортного коридора Север — Юг. С появлением КТИ, более короткой железной дороги в Иран, именно ее позиционируют как восточный маршрут коридора Север — Юг. Как подчеркивают эксперты, железнодорожная линия является прямым железнодорожным коридором Север — Юг, открывающим доступ для транспортировки грузов между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, странами Персидского залива, Турцией, Пакистаном, Афганистаном. Проект в первую очередь направлен на достижение конкурентных преимуществ в постоянной гонке стран Азии в создании транзитных коридоров и привлечении транзитных грузопотоков. КТИ замечателен тем, что ориентировался не только на транзит российских и европейских грузов в страны Персидского залива. Запущенная в 2016 году ветка Жезказган — Бейнеу соединяет КТИ с железными дорогами, ведущими к казахстанско-китайской границе. Таким образом, проект КТИ создал международный коридор Китай — страны Персидского залива, с максимальным прохождением его по территории Казахстана, и позволил опередить соседние страны в создании аналогичных коридоров.


Обращая внимание на 30-летний путь суверенного развития Казахстана, можно с полным основанием утверждать, что проделана огромная работа по проведению социально-экономических и общественно-политических реформ, которая обусловила масштабные достижения и успехи во всех сферах жизни общества и государства. Именно за годы независимости Казахстан достиг качественно новых рубежей во всех отраслях национальной экономики. Данное направление развития вывело страну на передовые ряды быстрорастущих государств мира. Когда во всем мире продолжается финансово-экономический кризис, Казахстан обеспечивает стабильное и поступательное развитие экономики. За время независимости Казахстан совершил стремительный рывок в своем эволюционном социально-экономическом развитии. Несомненно, этот головокружительный успех был связан с титаническим трудом всего народа Казахстана, который сохранил, укрепил стабильность и согласие в обществе, уважение к человеку, независимо от его социального статуса, этнической принадлежности и вероисповедания.

Сегодня не только международные эксперты, но и лидеры ведущих государств мира признают успешным казахстанский опыт реформ. Лидерство Казахстана основывается на удачно выбранной политико-экономической модели переходного периода: сильная президентская власть плюс быстрые и энергичные экономические реформы. Модель Казахстана заключалась в синтезе радикальных, но не «шоковых», реформ, ориентированных на построение основ рыночной экономики и демократизацию, но не ослабление государственной власти. За годы независимости Казахстан целесообразно использовав благожелательное отношение международного сообщества развивался самыми высокими темпами, успешнее, чем любая другая постсоветская страна. Эффективно использовал свои природные ресурсы, активно привлекал иностранный капитал из США, России, Китая и Японии. Но все это было бы невозможным, если бы прагматичный Казахстан не инициировал добровольно отказ от своего мощнейшего ядерного потенциала, и не подписал договор о нераспространении ядерного оружия. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан с самого начала разработал своеобразный «план Маршалла», для того, чтобы завоевать признание мирового сообщества, как миролюбивое государство и получить мощную экономическую поддержку.

38 просмотров0 комментариев