top of page
Поиск
  • Фото автораКазахи Омска

30 лет независимости Республики Казахстан: вызовы, достижения и перспективы

Приближающаяся 30 летняя годовщина Независимости Казахстана дает основания для размышлений и оценок с позиции текущего момента непростого и одновременно достойного пути, пройденного страной за прошедшие годы, и все достигнутые на сегодня ключевые результаты, позволяющие утверждать о ее государственной состоятельности и возможностях для дальнейшего поступательного развития.

За годы независимости Казахстан проделал столь большую работу, что ее трудно уместить в рамках текста. Если говорить словами Казахстанского руководства о казахстанском пути, то конечно, этот путь не сводится только к выбору экономической модели. Это и политическая модель, включающая в себя не только общие конституционные положения, но и политический режим, инфраструктура и конфессиональные отношения. Это богатейший массив и именно в этих отношениях Казахстан выступил как модельное государство в современном мире. Этот ракурс получил высокую международную и внутреннюю оценку. Сохранение на протяжении трех десятилетий этнического и религиозного консенсуса в столь хрупком регионе планеты определяет в значительной мере казахстанский путь. Он построен на тонких балансах и серьезное нарушение быстро дестабилизирует ситуацию. Самым главным шагом казахстанского пути прежде всего была безопасность. Начиная от ядерного разоружения и определения границ с региональными и глобальными державами, борьбы с терроризмом и военно-политических блоков, заканчивая вопросами безопасности индивида.

Таким образом, фактически, с 16 декабря 1991 года начался отсчет нового этапа в истории Казахстана. Принятый 1991 года Конституционный Закон о государственной независимости Республики Казахстан, закрепил появление в самом сердце Евразийского континента нового суверенного государства. Строительство государства требовало ясного генерального плана, который давал бы четкие ориентиры того, какое государство должно быть построено. Первым опытом среднесрочного планирования Казахстана, была разработанная в начале 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно назвать первым трехлетним общегосударственным планом. C обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач. В первую очередь, необходимо было состояться как государство. А это означало, что надо было создать государственные институты власти, добиться признания на международной арене, вступить в различные международные организации. Сейчас, оглядываясь назад, можно определенно сказать, что этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания. Именно она определила какой страной станет Казахстан в ближайшем и отдаленном будущем. Указанная стратегия стала одним из первых официальных документов страны, заложивших идеологический фундамент – вопрос самоопределения казахстанской нации. Проводя краткий исторический обзор, стратегия разъясняла, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Руководство Казахстана официально и абсолютно четко заявляло, что независимое государство в своем нынешнем виде не чей-то подарок казахам, а именно историческая родина казахов, исконно казахская земля. Тем самым Руководство страны дало народу четкие ориентиры, также дало ясный сигнал, что власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территорий. Это было самое важное заявление для столь нестабильного периода. Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Молодой независимой стране требовалось очертить четкие контуры государственности. Учитывая опасность потери времени и дальнейшего углубления кризиса, президентская власть позволяла стране сконцентрироваться на решении неотложных проблем и проведении первостепенных реформ в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и поиски компромиссов-полумер. В тот период были созданы новые министерства, нацеленные на решение основополагающих задач, государственные институты, как вооруженные силы, дипломатическая и таможенная службы. Были приняты меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало неимоверных усилий, крупных финансовых ресурсов и решительных действий. Стратегия провозглашала два основных экономических принципа. Во-первых, формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах. Во-вторых, создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека. Таким образом, стратегия констатировала, что Казахстан переходит от плановой экономики к рыночной, от тоталитаризма к либеральной политике.

Казахстан, еще до обретения своей независимости, несмотря на жесткое противостояние тогдашнего советского руководства военно-промышленного комплекса, закрыл на своей территории крупнейший в мире полигон для испытаний ядерного оружия в Семипалатинской области. Благодаря чему, день 29 августа, стал точкой отчета приобретения всей Центральной Азии статуса региона свободного от ядерного оружия.

Позднее, Казахстан, уже как суверенное государство, добровольно откажется от ядерного наследия и проявив твердую, жесткую политическую волю, принципиально и безоговорочно, также, откажется от членства в ядерном клубе. (На тот момент ядерный арсенал Казахстана, оставшегося в наследство от мощнейшей советской ядерной державы - свыше ста баллистических ракет, 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков, способных достичь любую точку земного шара, ядерный потенциал фактически четвертый по мощности в мире).

Сегодня очень трудно представить, в реальности ядерная мощь, только что возникшего на политической карте мира самостоятельного государства Казахстана, фактически превышала ядерные вооружения Великобритании, Франции и Китая.

Многие авторитетные эксперты с мировым именем и сегодня уверенно утверждают, что у Казахстана имелись все востребованные высококвалифицированные специалисты, необходимая инфраструктура для введения военных ядерных программ и были средства доставки. Соответственно появление независимого Казахстана в мировом пространстве, как новой ядерной державы, было лишь вопросом политической воли и времени.

Необходимо подчеркнуть, что такой мужественный, решительный, исторический шаг, как добровольный отказ Казахстана от мощнейшего ядерного потенциала, сделанный во имя мира и безопасности, в последующем сыграет очень важную судьбоносную роль в развитии и становлении независимого Казахстана, как экономически мощного, интеллектуально продвинутого государства.

Важно пояснить, что современное казахстанское государство напрямую связано с глобальной ядерной политикой, ее основными проблемами, вызовами и угрозами. Точкой отсчета стал 1947 год, когда правительство СССР выбрало казахстанскую степь для строительства ядерного полигона. Вплоть до развала Советского Союза Казахстан играл важную роль в советской ядерной программе. Республика была основным источником урана, на ее территории находились предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечивающие производство ядерного материала, располагались военные дивизии, обслуживающие находящиеся на казахстанской территории межконтинентальные ракеты, тяжелые бомбардировщики и ядерные боеголовки.

Благодаря выверенной политике руководства Казахстана и поддержке, оказанной международным сообществом, в первую очередь США, вопрос советского ядерного наследства был решен наилучшим образом, как для самой республики, так и для международной безопасности и стабильности. Казахстан смог получить дополнительные гарантии своей безопасности. В 1994 году США, Россия и Великобритания, подписав Будапештский меморандум, тем самым взяли на себя соответствующие обязательства: уважать суверенитет и границы Казахстана, не применять и не угрожать силой территориальной целостности и политической независимости Казахстана. Чуть позже похожие гарантии Казахстану предоставили Китай и Франция. Казахстан вступил в ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд и ряд других международных организаций. Казахстану были предоставлены международные инвестиции и технологии, необходимые новому государству, особенно в многообещающей нефтегазовой сфере. Одной из первых на казахстанский рынок пришла американская компания «Шеврон» для разработки нефтяного месторождения в Тенгизе.

С момента обретения независимости, ядерный фактор продолжил играть важную роль в развитии Казахстана и его внешнеполитическом имидже, но теперь уже в контексте ядерного разоружения, нераспространения и мирной атомной энергетики. В этой связи чрезвычайный интерес представляет нынешнее состояние глобальной ядерной системы и роли Казахстана в ней.

За годы независимости Казахстан зарекомендовал себя как государство, на которое можно полагаться в плане последовательной политики в области ядерного нераспространения. Одним из самых важных шагов в этом плане стало обеспечение безопасности ядерного материала, находившегося в стране. В дополнение к стандартным проектам по улучшению контроля и защиты ядерного материала Казахстан совместно с США и другими партнерами осуществил несколько спецопераций. В 1994 году в ходе секретной казахстанско-американской операции «Сапфир» с Ульбинского (г.Усть-Каменогорск, Казахстан) металлургического комбината было вывезено около 600 килограммов высокообогащенного урана в лабораторию Оук Ридж в США. Материал, оставшийся в Казахстане с советских времен, был оружейного качества. Подобный опаснейший материал мог бы причинить много вреда, оказавшись не в тех руках. Еще одним необычным и чрезвычайно важным проектом сроком в 17 лет и выполненным в сотрудничестве с США и Россией, стало усиление безопасности плутония, оставшегося на территории Семипалатинского полигона в результате различных экспериментов в советский период. Так же, как и высокообогащенный уран, плутоний мог быть использован во взрывном устройстве и привести к трагическим последствиям.

Примечательно то, что Казахстан не только взял на себя стандартный набор обязательств, предусмотренных в Договоре о нераспространении ядерного оружия, но вместе с соседями по региону создал зону, свободную от ядерного оружия в Центральной Азии. Пять центрально-азиатских республик добровольно взяли на себя ряд дополнительных обязательств, таких как подписание с МАГАТЭ договоров о более строгих проверках ядерной деятельности.

Помимо негативного влияния ядерных испытаний и сложностей, с которыми столкнулся Казахстан в связи с ядерным наследием, участие Казахстана в советской ядерной программе принесло и позитивные моменты. Это в первую очередь касается, оставшейся в наследство инфраструктуры и экспертизы, которые Казахстан теперь может использовать в мирных целях. Казахстан – одна из немногих стран в мире, для которой доступен ядерно-топливный цикл (процесс производства ядерного топлива). Ядерно-топливный цикл состоит из нескольких этапов – добыча и переработка природного урана и его конверсия, обогащение урана, производство урановых таблеток и топливных сборок. Казахстан добывает и перерабатывает уран, при этом занимая лидирующую позицию в мире по производству урана. Казахстан, не по своей воле оказавшийся в гуще атомные проблематики в советское время, позже уже осознанно выбрал активную позицию в глобальной ядерной политике. В силу ряда обстоятельств, Казахстан занимает довольно-таки уникальную позицию в международной ядерной системе. Активно поддерживает ядерное нераспространение, с большой готовностью принимает на себя обязательства в этой сфере, проявляет заинтересованность как в ядерном нераспространении, так и в глобальном ядерном разоружении.

Наличие в Казахстане развитой атомной индустрии способствует тому, чтобы с ним считались на международной арене. Среди инициатив Казахстана в международной ядерной дипломатии особого внимания заслуживают: банк низкообогащенного урана под эгидой МАГАТЭ, помощь в проведении переговоров по ядерному соглашению с Ираном, дипломатическая и техническая поддержка Договора по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний.

В 2006 году американская неправительственная организация «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» предложила 50 млн. долл. на создание международного банка низкообогащенного урана. Цель создания такого банка – предоставить надежный доступ к урановому топливу, в надежде на то, что это уменьшит мотивацию стран развивать собственный ядерно-топливный цикл, который, как известно, может быть использован как в мирных, так и военных целях. К 2009 году международное сообщество собрало еще 100 млн. долл. на создание банка, и в 2010-м МАГАТЭ одобрило этот проект. Казахстан стал единственной страной, предложившей свою кандидатуру на размещение банка на своей территории. По многим параметрам, республика хорошо подходила для этой роли, в первую очередь, благодаря уже имеющейся ядерной индустрии и соответствующей экспертизе. Наиболее важным является тот факт, что Казахстан, как не западное развивающееся государство, более привлекателен для развивающихся стран – потенциальных клиентов банка. (27 августа 2015 года Казахстан и МАГАТЭ подписали Соглашение о размещении БНОУ МАГАТЭ на территории Республики Казахстан. Официальная церемония открытия состоялась 29 августа 2017 года в Астане и была приурочена к Международному дню действий против ядерных испытаний). Участие Казахстана в этом проекте является не только вкладом в международную безопасность, но и предоставляет полезный опыт для государства, благодаря плотному сотрудничеству с МАГАТЭ в области ядерной безопасности в ходе подготовки открытия банка и в последующем при его обслуживании.


Довольно символичным в этом контексте был успешный дипломатический опыт Казахстана и Запада (в особенности, США) в решении казахстанского ядерного вопроса в начале 1990-х годов. Как упоминалось ранее, вопрос ядерного наследия Казахстана решился благоприятным образом как для самого государства, так и для международного сообщества, заинтересованного в предотвращении расползания ядерного оружия. Казахстан, как страна, отказавшаяся от ядерного оружия, но успешно развивающая атомную промышленность, служит хорошим примером того, как можно использовать ядерные технологии на благо экономики и развития.

За прошедшие 30 лет Казахстан признан мировым сообществом, как государство, ведущее последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех этносов. Единый народ Казахстана активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Казахстан утвердился в качестве полноправного члена международного сообщества, проводящего неизменно миролюбивую и конструктивную политику дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Казахстан показал пример успешного перехода от плановой экономики к рыночной, сформировал все механизмы и законодательную основу рыночной экономики. Динамичное развитие экономики позволяет государству проводить дальнейшее реформирование всех сфер жизни. В Казахстане создана новая политическая система, основанная на базовых принципах демократии, сформировано соответствующее законодательство, создан и продолжает совершенствоваться эффективный аппар